история

ПОЧЕМУ МЫ НАЗВАЛИ ШКОЛУ РУССКОЙ

Существующие в России системы подготовки управленцев основаны на англосаксонской парадигме управления атомарным обществом в условиях низкоконтекстуальной культуры с ориентацией на личную выгоду и материальный успех. Ожидаемых от западных подходов прорывных явлений в управлении и роста качества руководителей в стране не произошло, уровень их компетенций остаётся низким.

Пришло время создавать свои, отечественные программы подготовки управленцев, основанные на нашем интеллектуальном наследии, национальном хозяйственном менталитете, системе ценностных ориентиров народа, русской модели управления, природоподобных технологиях и готовить таких специалистов, в которых у российских предприятий есть реальная потребность. 

В основу программы положены фундаментальные управленческие идеи А.А. Богданова, А.К. Гастева, О.А. Ерманского, П.К. Анохина, С.П. Никанорова, П.Г. Кузнецова и многих других наших выдающихся исследователей и практиков управления, чьи имена и дела почти неизвестны современным российским управленцам.

Русская Школа Руководства и Управления видит своей задачей изменение сложившейся системы подготовки управленческих кадров в России для того, чтобы наши руководители и управленцы понимали суть того, что они реализуют в рамках своих служебных функций.

Мы руководствуемся максимой Декарта: – «Знание немногих принципов освобождает от знания многих фактов».

Управление в широком смысле – это не только принятие стратегически грамотных и ситуационно оправданных решений, но и обеспечение их реализации. По содержанию – это разные функции и реализовывать их должны разные люди с разным набором компетенций и разным статусом.

Те, кто принимают решения, ставят цели и формируют потребность у людей в их достижении – это руководители.

Те, кто обеспечивают реализацию принятых решений – (подходы, организация, алгоритмы, механизмы, инструменты, контроль и пр.) это управляющие.
Темой подготовки руководителей государство как бы занимается – президентская программа подготовки руководителей, обучение губернаторов, конкурс «Лидеры России» и пр.

Тема подготовки квалифицированных управляющих для новых реалий еще не осмыслена и ей почти никто серьёзно не занимается.

При таком однобоком подходе задача качественного управления решается только наполовину – подготовленные руководители не смогут реализовать свои решения без квалифицированных управляющих, способных системно и предсказуемо организовывать достижение нужных результатов.

Предлагается функции руководства оставить за руководителями, а функции управления передать специально обученному персоналу, на подготовку которого и направлен данный проект.

ЛЮДИ, ВНЕСШИЕ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В ФОРМИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ

Теоретики, исследователи, практики управления, создатели управленческих Школ



Дискуссия о том, существует ли в природе русская модель управления идет давно, но конца ей не видно. Вот для примера лишь некоторые позиции специалистов, которые сегодня исследуют эту проблему:

1. «Отсутствует даже не единое понимание того, что же следует подразумевать под национальной моделью управления, размыто само понятие «национальная модель управления».  
2. «Нет никакой российской модели управления. Есть специфика переходного периода к рыночной экономике, да и то уже лишь для части наших компаний, пусть и пока значительной».
3. «Государство в России всегда играло главную роль, поэтому российская модель управления – это, прежде всего, модель государственного управления, которая транслируется во все сферы нашей жизни и воспроизводится в бизнесе».
4. «Вряд ли следует называть российской моделью управления перечень типовых шаблонов некомпетентных управленцев, хотя сокрушаться по этому поводу, действительно, можно достаточно».
5. «Без формализации и анализа российской модели управления трудно понять, каковы перспективы развития национального менеджмента, как в ходе процесса глобализации могут эволюционировать его отдельные характеристики, что целесообразно сохранять, а с чем, напротив, следует бороться».
6. «Эпоха рыночного фундаментализма и либеральной вседозволенности в России закончилась, национальной модели хозяйствования нужна адекватная, общественно полезная модель управления».
7. «Почему я активно противлюсь термину «российская модель управления»? Как раз потому, что он путает нас и оправдывает плохих управленцев терминологической отсылкой к нашим «местным» особенностям, коими являются дремучесть, бессовестность, коррупция, «после нас – хоть потоп» и пр.».
8. «Нам кажется, что российской модели управления нет потому, что мы её до сих пор не отрефлексировали».
9. «Если общепризнано, что есть американская модель управления, японская, европейская, латиноамериканская и пр., значит, где-то есть и российская модель управления».
10. «Никакой российской модели управления, как таковой, нет, а есть только определенный уровень эволюции национальной практики управления».
11. «Российская модель управления выражает тот выбор, который заложен в исторической памяти народа».
12. «При чем здесь национальные модели управления. Нет международного и национального менеджмента, а есть только хороший менеджмент и плохой».
13. «Менеджмент – это прикладная дисциплина, основанная на ценностях, традициях и использующая определенный инструментарий, и очевидно, что этот инструментарий может быть хорош для одной национальной модели управления и совсем не годится для другой».
14. «Прежде чем строить российскую модель управления, надо разобраться с тем, как мы управляли до сих пор».
15. «Нам не надо строить российскую модель управления, она у нас есть уже по факту того, что мы на протяжении веков сохранили нашу страну, и, несмотря на периоды потерь и относительных неудач, всегда считались и считаемся теперь не просто великой державой, а цивилизацией». 
16. «Зачем нам национальная модель управления, когда в эпоху интеграции России в глобальную экономику надо играть по принятым правилам и использовать проверенные западные подходы к управлению, иначе в их системе координат мы не будем конкурентоспособны». 
17. «Национальная модель управления не должна быть импортной, а только своей – родной, выстраданной, органичной, соответствующей культуре, традициям и духу своего народа». 
18. «Решение такой амбициозной задачи, как построение российской модели менеджмента, невозможно без привлечения серьезных финансовых ресурсов и грамотного управления всеми проектами». 
19. «Единственным выходом из положения является проведение исследований и построение российской модели управления мультикультурными командами исследователей из разных стран. Формирование японской модели менеджмента на практике не обошлось без участия представителей другой культуры – американской». 
20. «Российская модель управления – это универсальные функции менеджмента, заякоренные в национальную систему ценностей. Вопрос в том, удастся ли эти функции заякорить». 
21. «Российская модель управления базируется на системе ценностных ориентиров народа, вытекающих из его духовности, традиций, культуры и языка. Многонациональный народ России в основе своей имеет общие ценностные ориентиры. Следовательно, философия построения и организации функционирования систем управления обязательно должна исходить из такого фундаментального принципа, как единение и сохранение народа». 

Русская Школа руководства и управления наряду с обучением управленцев занимается и исследовательской деятельностью, направленной на поиск и осмысление артефактов русской практики управления.